26 сентября 2019
Александра Залесская
Ученый-миколог, популяризатор грибной кухни и устроитель ежегодного «Грибного фестиваля» в «Аптекарском огороде» Михаил Вишневский выпустил большой справочник «Галлюциногенные грибы России» — первый тираж раскупили в считаные дни. С разрешения автора «Афиша Daily» публикует предисловие к атласу.
В этом справочнике описаны более 30 видов энтеогенных грибов. Для каждого вида я приведу сведения, максимально облегчающие его распознавание в природе (в том числе фотографии наиболее важных отличительных признаков, при необходимости — внешний вид спор, сравнение с похожими видами грибов и прочее), предпочитаемые местообитания, ареал на территории России, сезонность, активные вещества и тип галлюциногенности, а также существующие варианты ритуального, медицинского и рекреационного использования. Наиболее известные галлюциногенные виды будут описаны более подробно, редкие и малоизвестные — менее подробно или, вообще, в пределах описания своих родственных «старших» собратьев.
Еще раз хочу подчеркнуть, что цели справочника лежат в области популяризации науки и его основная задача — познакомить читателя с важной и интересной группой грибов, оказавших огромное влияние на историю и культуру человечества. Галлюциногенные (энтеогенные грибы) — большая разнородная группа, широко распространенная по всем континентам (кроме Антарктиды). Человечество столкнулось с ними с давних времен, еще в своей колыбели — Африке, где использовало для проведения примитивных обрядов в качестве энтеогенов и психостимуляторов. Это привело к появлению множества местных религий, в основе космогонии которых стояли грибы.
Волны расселения, захлестнувшие за последние несколько сотен тысяч лет сперва Европу и Азию, а затем Австралию и обе Америки, несли с собой культ употребления таких грибов. В Западной Европе каменного века традиционные африканские энтеогены заместились преимущественно спорыньей (отголоски культа спорыньи сохранились, например, в скандинавских боевых и предсказательных традициях и греческих Элевсинских таинствах), в Восточной Европе и Азии — преимущественно мухомором. Переправившись через Берингов пролив и колонизировав Северную Америку, люди обнаружили отсутствие мухомора к югу от умеренной климатической зоны континента. Продвигаясь дальше, колонисты активно выявляли новые, заместительные виды галлюциногенных грибов. Так были открыты и введены в ритуальную практику американские псилоцибиновые грибы. Именно культ псилоцибиновых грибов Мезоамерики, впервые открытый и описанный супругами Уоссон в 1950-х годах, дал начало масштабным исследованиям грибов-энтеогенов по всему миру. В итоге за последние 70 лет было выявлено более 200 их видов (часто неизвестных в этом качестве местному населению). В 1960-х–1970-х годах употребление психоактивных грибов распространилось сперва в Америке, а затем перешло в Европу и приняло массовый характер. В конце XX — начале XXI века среди людей, употребляющих природные энтеогены, использование грибов рода Psilocybe уверенно вытесняет другие психоделики по всему миру.
Мухомор красный. Слабо ядовитый гриб, съедобный после двукратного отваривания со сливом отвара. Сильный галлюциноген, вызывает длительные аудиовизуальные галлюцинации.
Феолус Швейница. Гриб-энергетик, который может вызвать зрительные галлюцинации при употреблении в сыром виде.
Мухомор пантерный. Сильно (но не смертельно) ядовитый гриб с токсинами красного мухомора и белены. Вызывает мощные негативные галлюцинации с «закольцованностью» видений.
Панэолус каемчатый. Вызывает псилоцибиновый трип в легкой поверхностной форме.
Псилоцибе полуланцетовидная. Вызывает мощный псилоцибиновый трип. Эффект похож на употребление ЛСД, но проявляется мягче.
Влияние энтеогенных грибов на историю и культуру человечества трудно переоценить. Большая часть африканских религий и верований восходят к практике употребления галлюциногенных грибов и грибов-стимулянтов. Древний мухоморный культ в последнюю ледниковую эпоху породил всю европейскую ветку авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам) и встал в основе космогонии народов Северной Азии (в первую очередь чукчей, коряков и камчадалов) и севера Северной Америки. Пантеон богов и религиозная культура Мезоамерики и Южной Америки во многом сформировались под воздействием псилоцибиновых грибов, галлюциногенных дождевиков, лишайников и спорыньи. Ряд культурных и мистических традиций аборигенов Новой Гвинеи и сопредельных территорий сложились в результате употребления псилоцибиновых грибов, галлюциногенных сыроежек и трубчатых грибов. Этот список можно продолжать, но главный вывод заключается в следующем. Наряду с галлюциногенными растениями и животными грибы оказали колоссальное влияние на историю и культуру человечества, хотя и не в понимании Теренса Маккены (он считал, что они сыграли непосредственную роль в формировании сознания и речи человека). Из объектов живой природы сравнимое по масштабу влияние можно приписать только диким растениям и животным, которые были впоследствии окультурены и дали начало сельскому хозяйству, и дрожжам, которые подарили человечеству еще один энтеоген — алкоголь.
Разные виды энтеогенных грибов существенно отличаются по принципу воздействия на сознание человека, вызывают галлюцинации различного типа, содержат действующие вещества всевозможной природы. Единственное, что является общим для всех грибных молекул-энтеогенов, — они рождаются на путях азотного метаболизма. Именно поэтому самые мощные энтеогенные грибы чаще растут на субстратах, изобилующих азотом: навозе, унавоженной или богатой перегнойной почве. На травянистых и древесных остатках, на бедных почвах, на живой и мертвой древесине видовое разнообразие галлюциногенных грибов невелико, а сила их воздействия, как правило, явно уступает навозным и гумусным. Такое разнообразие веществ и типов их воздействия на нашу психику объясняется тем, что энтеогенность грибов по отношению к человеку является не приспособительной, а случайной. Как и в случае со многими грибными токсинами, совершенно случайно вышло так, что эти вещества оказались в той или иной степени способными влиять на процессы, протекающие в человеческом мозге.
Использование галлюциногенных грибов возникает в результате их сбора в дикой природе или культивирования. В подавляющем большинстве случаев происходит именно сбор в дикой природе. Он может быть легальным (например, красный мухомор или чешуйчатка чешуйчатая) и нелегальным (например, псилоцибе полуланцетовидная и плютей синеногий). Культивирование тоже может быть легальным и нелегальным. К легальным относятся, например, промышленное выращивание штаммов спорыньи для медицинских целей или культивирование на дачном участке строфарии увенчанной. К нелегальному относится выращивание любых видов грибов, содержащих псилоцибин и псилоцин. Само употребление можно разделить на ритуальное, рекреационное и медицинское. К ритуальному на территории России в настоящее время можно отнести только употребление красного и пантерного мухоморов малыми народами в азиатской ее части и на Урале. Рекреационное употребление отличается от ритуального отсутствием давних мистических и обрядовых традиций, органично вплетающихся в мифологию и культуру народа, и осуществляется исключительно для вхождения в состояние измененного сознания и (или) получения галлюцинаторного трипа. Оно происходит нерегулярно и не связано с медицинскими целями. Как в случае со сбором и культивированием, такое употребление может быть и легальным (красный мухомор и другие псилоцибин-несодержащие грибы-энтеогены), и нелегальным (содержащие псилоцин и псилоцибин виды грибов). К медицинскому употреблению грибов-энтеогенов можно отнести применение спорыньи в лекарственных целях. В некоторых странах мира к таковому уже относится и прием псилоцибиновых грибов в рамках клинических госучреждений (в России — нет).
Купить справочник-атлас «Галлюциногенные грибы России» можно на личном сайте Михаила Вишневского.