Александр Деев: Дикоросы на экспорт — благо или вред?

4 сентября 2020

Сегодня раскрою тему с той позиции, почему экспорт даров леса, на сегодня — вред. Вред с экономической точки зрения связан с тем, что продавая за границу ягоды, грибы, орехи, травы, в стране остаётся выручка по оптовым ценам. Чаще всего эта выручка остаётся у заготовителя и/или переработчика.
Продавая эту же продукцию в России туристам из других стран через розничные сети, в стране остаётся уже розничная выручка, что примерно от 30 до 100 % больше чем при оптовых ценах. Такой экспорт намного выгодней, ещё и с точки зрения оформления экспортных документов на партии товаров (лицензии, декларации). В России продать выгодней, но пока сложней из-за слабой комплексной логистики товаров из дикоросов.
Пример: кедровый орех на экспорт в Германию стоит 380 руб/кг (без учета лицензии, транспортных расходов). А туристам на Байкале местное население продаёт по 500-600 руб за кг. 

С точки зрения социальной вреда многим людям в нашей стране не доступны дикоросы из-за высокой цены или отсутствия в ближайшем магазине. Это связано со слабой логистикой и невнятной дистрибуцией, ведь хорошая дистрибуция выстраивается десятилетиями и стоит дорого. Поэтому авокадо, лимон, маракуйя и стручковая фасоль пока доминируют на нашем рынке, хотя в лесу есть достойные им заменители. А поговорка «где родился, там и пригодился» ведь не только про людей, но и про весь остальной живой мир. И про дикоросы тоже. Наиболее они полезны для человека, который живет рядом с местом сбора.

С политической стороны вопроса экспортироватать сырье — это чаще про несправедливо эксплуатировать заготовителя сырья, особенно когда заготовитель — это обычные местные жители. В истории много таких примеров, например золото инков и европейцы. Модели почти не изменились по своей сути, а только по форме. Поэтому многие местные жители в отдаленных уголках страны чувствуют себя оторванными от своей земли, когда изьятый из их земель ресурс отправляют в другие страны в необработанном виде, да и в обработанном тоже. Нарастает протестная активность, появляется ксенофобия. Самый лучший экспорт — это продавать продукцию в своей стране гостям страны, за валюту своей страны (рубль). Это выгодно, это гостеприимно, это правильно.
Хочется, чтобы национальный проект по туризму не был однобоким. Не только про строительство троп и глэмпингов, но и про кулинарные традиции страны и про дикоросы. 

Автор: Александр Деев, соцсеть Facebook. Фото автора

https://glagol38.ru/text/04-09-2020/007

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Обсуждение закрыто.