10 февраля 2021
На Руси бочка была главной тарой для хранения и транспортировки продуктов. Фото предоставлено Александром Хохловым В коллекции вологжанина — более 300 бондарных изделий.
«Бочка — это наше все», — говорит вологжанин Александр Хохлов. Распрощавшись с военной службой, он досконально изучил историю бондарного дела, освоил профессию гида-экскурсовода, собрал коллекцию инструментов и изделий и решил создать на Вологодчине первый в России Музей бочки. Уже известно: он откроется в День музеев, 18 мая, в Кирилловском районе и станет подарком к 30-летию национального парка «Русский Север».
О чем расскажет дуб
— С детства я всегда что-то коллекционировал: значки, пробки, спичечные коробки, монеты, календарики, — рассказывает офицер запаса. — Отец часто ездил в командировки и постоянно пополнял мои коллекции новыми экспонатами. Однажды он привез советский значок «Вологда турист» (за 15 копеек) с изображениями розы ветров, ладьи, подшипника и бочки. И бочка так меня зацепила, что я стал изучать эту тему, а при первой же возможности и собирать предметы древнего промысла.
После школы Александр Хохлов окончил Череповецкий военный институт радиоэлектроники, затем служил в Подмосковье, работал в Заполярье, между делом отучился в московском РУДН, а прошлой зимой — так распорядилась судьба — впервые в жизни оказался свободен, как ветер.
— Я помогал брату с бизнесом: вместе с ним развозил заказы по деревням, а заодно собирал старые бондарные изделия. Как-то нашел сразу 10 бочек и ушатов на деревенской свалке под Кирилловом, еще несколько подобрал в заброшенных домах своих знакомых. Ненужные в хозяйстве предметы и инструменты отдавали «за так» и многие земляки. А еще часть экспонатов для будущего музея я купил у старьевщиков и коллекционеров, которых нашел на сайтах частных объявлений, — делится Александр.
Любопытные факты о бочках
• Самая большая бочка в мире находится в Германии в городке Гейдельберг. Она изготовлена в 1751 году из 130 дубовых стволов для выдержки вина, которое поставлялось высокопоставленным вельможам. Емкость гейдельбергской царь-бочки — 221 726 литров.
• В бочке, как гласит легенда, жил древнегреческий философ Диоген Синопский (400 — 325 годы до нашей эры). Большой глиняный сосуд в качестве дома он выбрал, чтобы показать, что настоящий ученый в отличие от обычных людей не нуждается в материальных благах.
• В железных цистернах-теплушках жили в советские годы первые строители БАМа — в Тынде даже есть улица Диогенов. Покрашенные в «полярный» малиновый цвет бочки длиной 10 и диаметром 3,2 метра служили общежитием для молодых специалистов. Каждый вагончик был рассчитан на четырех человек.
• В старину на Руси бочки служили орудием пыток и «лекарством» для пьяниц. Человека помещали в бочку с вином, кожа его впитывала, а потом, когда бедняге подносили алкоголь, его буквально выворачивало наизнанку.
• С бочками связано много утраченных профессий: дегтякур (человек, производящий деготь), бондарь, водовоз, литейщик пушек и колоколов, красильщик тканей.
Сейчас в коллекции вологжанина — свыше 300 ценных предметов. В их числе — двухдонные бочки (в том числе на 100 литров и больше), а также жбаны, бочата, кадушки, ушаты, ведра, лохани, шайки и даже кухля — маленький бочонок с носиком для кваса, который чаще использовался на юге страны. Есть и старинные инструменты: верстак, пилы, топоры, тесла, натяг, правило, скобели. Все это в дар будущему музею передали потомки бондарей, которых офицер запаса нашел в вологодской глубинке.
— Бочка в старину была главной тарой для хранения и перевозки продуктов. В бочках купцы возили жир, масло, рыбу, порох. В сосновых бочках наши предки хранили зерно и муку, в липовых бочонках — мед, а в осиновых делали на зиму моченые бруснику и яблоки, солили огурцы и грибы, квасили капусту. Самая качественная бочка — из скального дуба, но и бондарные изделия из местной древесины при грамотной эксплуатации служили годами. Держать их следовало в сыром прохладном месте, чтобы не рассыхались, а за пару недель до использования залить колодезной водой либо опустить в речку, насыпав на дно камней, — делится Александр Хохлов. — Мой дед солил в столитровой бочке грузди на всю деревню. Бочковые соленья не идут ни в какое сравнение с обычными, из банок.
Бондарный домик
Сейчас часть бочек и других бондарных предметов из коллекции Александра Хохлова экспонируется в деревне Ботово под Череповцом — в резиденции «В гостях у русской сказки». Но это экспозиция временная, говорит вологжанин. Постоянный музей он намерен открыть на причале Кузино, что на берегу реки Шексны в Кирилловском районе. Этот проект уже одобрили местные власти, а партнеры выделили помещение — небольшую избу, которая удачно вписалась в историко-этнографический комплекс «Застава князей белозерских». Гостей там бывает много, и бондарный домик станет частью туристической программы, уверен Александр. На открытие музея этой весной он уже пригласил своих помощников, единомышленников. Обещали приехать и мастера-бондари, сохранившие древний промысел в Смоленской и Архангельской областях.
— Просто расставить бочки вдоль стен — это скучно и банально. Мы хотим сделать музей современным и высокотехнологичным. Экспонаты планируем разместить в подземелье и накрыть ударопрочным стеклянным полом, стены украсить пузырьковыми панелями, а стенду придать эффект бесконечности, — рассказывает основатель музея.
Следы времени
Деревянная бочка достойна «персонального» музея, уверен его создатель. Он рассказывает: профессия бондарей была очень почетной и уважаемой в деревнях. Об этом свидетельствует множество русских фамилий: Бочкин, Бочкарев, Бондарев, Бондарчук, Обручев. В крылатых фразах тоже часто встречаются бондарные изделия: «Сидеть на пороховой бочке», «Каждой бочке затычка», «Как сельдей в бочке», «Сорок бочек арестантов».
Ну а правило не «катить бочку» было главным в порту: не дай бог, на кого-то рухнет тара емкостью 40 ведер и весом почти полтонны!
Еще сто лет назад согласно переписи в Вологодской губернии насчитывалось почти 2 400 мастеров-кустарей. Сейчас их нет, да и во всей стране бондарей, использующих дедовы методы, можно сосчитать по пальцам. Они готовы с радостью делиться своим опытом, отмечает Александр Хохлов.
Древний промысел погиб с вымиранием деревни и внедрением фабричного производства. На смену деревянным кадушкам и бочкам ручной работы пришли более дешевые и простые по технологии изделия из пластмассы, глины, железа, стекла. Сейчас дедово ремесло живет разве что в предметах геральдики и искусства. В частности, на гербе и флаге Кадуя красуются сразу две бочки, напоминая о том, что Кадуйский фанерно-тарный завод штампованных бочек был в свое время единственным в СССР. Бочонок с обручами украшает герб города Вельска, который раньше входил в состав Вологодской губернии, а на гербах Грязовца и Кадникова изображены деревянные кадушки.
Гуляя по Вологде, можно найти три памятника с изображением бочек. В их числе — памятник 800-летию города на набережной одноименной реки, памятник вологодскому маслу в центре, а также его создателю Николаю Верещагину в селе Молочном (там наш великий земляк запечатлен с бондарным изделием — маслобойкой).
http://www.krassever.ru/article/kollektsioner-sozdayet-pervyy-v-rossii-muzey-bochki