1 августа 2013
69-летний гомельчанин Эдуард Михайлович Злотник ушел из дома рано утром в понедельник, 29 июля. Когда вечером он не вернулся, родственники не на шутку встревожились.
– Отец – сколько я его помню — заядлый грибник, – рассказывает сын пенсионера Сергей. – Он и раньше ходил, но обычно с кем-нибудь в компании и к вечеру возвращался. Сейчас уже возраст, состояние здоровья, сами понимаете… В общем, одного мы его стараемся не отпускать. Мать даже спрятала ключи, но он как-то нашел их и ушел. А мобильником отец, к сожалению, не пользуется…
Уже практически ночью Сергей отправился в лес, куда обычно выбирался отец, но найти его не смог. Утром во вторник сообщил в милицию и вместе с друзьями возобновил поиски. Сперва проверили на даче, затем отправились в район деревни Щербовка.
Местные жители видели пенсионера-грибника и раньше, узнавали по фото, но говорили, что вчера его не было. Не принесли результата и поиски в районе поселка Прибор. А на станции Центролит, откуда обычно на дизеле ездил Эдуард Михайлович, кассир, также знавшая его в лицо, сказала твердо: вчера билет до Щербовки этот человек не покупал.
– И тогда я вспомнил про еще одно место – возле деревни Диколовка, куда, в принципе, мог пойти отец, – говорит Сергей. – Лет тридцать назад, когда я был еще пацаненком, мы там собирали грибы и, что интересно, тоже заплутали и долго не могли выйти…
Новым местом поиска стал район деревни Диколовка. Безрезультатно расспросили дачников, затем отправились на станцию – показывать фото людям на перроне. Молодой человек, приехавший на втором поезде, всмотревшись в снимок, сказал, что, кажется, видел вчера похожего мужчину.
В шестом часу вечера тот вышел на этой станции и с корзинкой в руках пошел в сторону леса. Расспросив подробнее, Сергей уже не сомневался: речь идет именно об его отце. Теперь место поиска было известно с максимально возможной точностью. Как, впрочем, и то, что для его прочесывания нужны люди – как можно больше.
– Про волонтеров, которые на общественных началах ищут людей, я читал в интернете, – рассказывает Сергей Злотник. – А когда все это случилось, еще и знакомые посоветовали обратиться за помощью к ним. Но, честно признаюсь, поначалу я отнесся к этому скептически. Да и вообще как-то не до этого было. Однако потом все же нашел номер и позвонил…
Отправиться на прочесывание леса сразу же ребята-добровольцы из поисково-спасательного отряда «Симуран» не смогли. По той причине, что уже были заняты поисками в Гомеле подростка Ивана Козлова, ушедшего из дома и, как считалось на тот момент, втянувшегося в неформальное молодежное движение.
Во второй половине вторника Ваня благополучно нашелся, а уже около полудня 31 июля группа «симурановцев» совместно с несколькими милиционерами Советского РОВД Гомеля начали прочесывать лесной массив.
– Мы шли цепью параллельно железной дороге, а чтобы сохранять дистанцию и не отрываться друг от друга, постоянно перекрикивались – играли в города, – рассказывает одна из участниц поисков Мария Тимошенко. – На станции остались наши ребята с машинами, которые просили машинистов, проходящих через этот участок поездов, чтобы те как можно чаще сигналили. Это, чтобы и мы, и дедушка, которого мы искали, могли ориентироваться на железную дорогу.
Спустя два часа ребята решили собраться вместе, чтобы обсудить дальнейшие действия, стали выходить к «железке» и вдруг увидели стоявшего на месте пожилого человека. Эдуарда Михайловича узнали сразу: и он, и его одежда точно подходили под описание.
Пенсионер имел изможденный вид и был без обуви, очевидно, потерянной во время блужданий по лесу. При этом он почти не ориентировался в реальности, сказав сначала, что находится в лесу около двух часов, а где-то рядом собирает ягоды его супруга. Но постепенно стал приходить в себя и даже вспомнил домашний номер телефона. Набрав его, поисковики сообщили родным благую весть, напоили дедушку водой и, обув на босую ногу кроссовок, повели к железной дороге.
– Я с друзьями тоже находился в лесу – прочесывали другой участок, – рассказывает завершающую часть истории Сергей Злотник. – Отшагали прилично – ориентироваться здорово помогал GPS-навигатор. С утра на ногах – вымотались до предела, под конец останавливались через каждый километр-полтора… Честно признаюсь, я уже стал терять надежду. И тут звонит брат: «Ну, ты чего не звонишь?» Говорю, чего, мол, звонить, новостей-то никаких. Он говорит: «Тебе что, не сказали? Нашли отца…» А я и сказать не могу, чувствую, голос дрожит… Кое-как собрался, спрашиваю: «Что?» Брат понял все: «Ну, ты чего? Все нормально – живой…» Только тогда и отхлынуло… Потом мы уже сами, повеселевшие, пошли к дороге. А когда вышли и я в нескольких сотнях метров увидел, как девочки отца под руки ведут… Не знаю, откуда силы взялись – наверное, второе дыхание открылось – сразу побежал к ним.
***
Пообщаться с участниками благополучно завершившейся истории корреспонденту TUT.BY удалось возле стен гомельской больницы скорой помощи, куда Сергей Злотник привез для осмотра отца.
Сам Эдуард Михайлович, еще не до конца придя в себя после двух суток, проведенных в лесу, сидит в машине. Усталыми, но довольными выглядят и ребята-поисковики. Шутят между собой, поздравляют Сергея с хэппи-эндом. Условившись созвониться в скайпе и обсудить ход поисковой операции, чтобы в будущем действовать еще слаженнее и четче, прощаются.
Спешит отвезти родителя домой и Сергей Злотник. Даже сейчас, когда все позади, он с трудом совладает с эмоциями:
– Спасибо всем, кто помогал нам искать отца: и милиции, и моим друзьям. Ну, а чтобы выразить признательность этим ребятам, я просто не могу найти слов… Денег они не берут принципиально – наверное, куплю для них рацию, чтобы хоть так отблагодарить и посодействовать в деле, которым они занимаются. Я на своем примере убедился, насколько это важно…
Фото: Елена Копылович