4 сентября 2013
Уже сотни людей заблудились в чащах Ленобласти
В этом году в лесах Ленинградской области успели заблудиться уже более ста человек. Начало осени — традиционно самый пик «сезона потеряшек». За день к спасателям обращается до десятка человек, заплутавших между елок, или их родственников.
Бабушка ставит рекорды
— У нас с начала года уже 114 поисково-спасательных работ проведено. А сезон только в самом разгаре. Для сравнения: за весь прошлый год было только 113 вызовов, — говорит руководитель поисково-спасательных работ отряда (ПСО) «Экстремум» Александр Хайтин.
Добровольцы наравне со штатными спасателями МЧС и ПСС Ленобласти ищут заблудившихся в лесу. Работы как никогда много. 2013 год выдался богатым на грибы, люди массово уходят в лес.
Спасатели надолго запомнят поиски бабушки в Пупышево. 77-летняя старушка умудрилась забрести в буреломы, молодые крепкие ребята искали ее шесть дней! На третий уже хотели сдаться, но потом все-таки продолжили поиски. Баба Валя слышала, что ее зовут, пыталась брести на голоса, но потом обессилела и осталась сидеть в завале.
— Хорошо хоть, она еще могла кричать. И на шестой день мы ее все-таки нашли. Первым делом она попросила есть и пить. А потом наши ребята и эмчеэсовцы попеременно вытаскивали ее на носилках семь часов, — говорит Александр Хайтин.
Баба Валя рассказала, что в Пупышево приехала в гости и ушла в незнакомый лес по грибы. Оказалось, что она уже ветеран по блужданию. В прошлом году она терялась дважды. Но в пупышевский лес пенсионерка обещала больше не ходить.
— Эти поиски научили нас тому, что нельзя полагаться на наши представления о том, куда человек может зайти, а куда наверняка не полезет. Эта старушка всех удивила, — отметил Александр.
Подробностей своих скитаний она рассказать не смогла, как, впрочем, и большинство выведенных из чащи грибников. Люди стараются как можно скорее забыть все, что с ними случилось, и впечатлениями не делятся, хотя их рассказы могли бы пригодиться для будущих поисков.
Робинзон без тапочек
Большая часть заблудившихся в лесу — пожилые люди. Хотя все чаще пропадает и молодежь, особенно та, что выросла в городе и плохо умеет ориентироваться в лесу. Но зато у таких «клиентов», в отличие от стариков, есть мобильники.
— В этом году мы начали активнее выводить из леса людей, консультируя их по телефону, — рассказывает руководитель поисково-спасательных работ Александр Хайтин. — Правда, иногда бывают анекдотичные случаи. Один мужчина умудрился заблудиться в черте города Выборга. По пьяни он забрел на остров и забыл, где же на нем мост.
Утром звонил и просил его спасти. Но сам идти не хотел, потому что тапочки потерял. Пришлось отправить к нему местных спасателей. Другой грибник так быстро бегал по лесу и звонил из разных точек, что мы не могли его толком сориентировать. Просили остановиться, но он продолжал метаться в панике, пока не застрял в болоте. Оттуда мы его и вызволили.
Сейчас самыми опасными районами области считаются Тосненский, Всеволожский, Гатчинский, Ломоносовский и Подпорожский. Но не потому, что там непроходимые леса, а просто там хуже ловят мобильные телефоны и людей приходится искать очень долго.
В поисковый отряд «Экстремума» входит 43 добровольца. Ребята получают информацию о потерявшихся в лесу людях от МЧС, полиции и родственников. Стараются выезжать по каждому обращению, но не дублируя бессмысленно МЧС.
Спасатели ночью в лес не ходят
Спасатели, в отличие от добровольцев, не всегда могут сорваться по первому сигналу о заплутавшем грибнике.
— У нас таких грибников в сезон бывает по пять-шесть человек в день. Каждого нового ставим в очередь, — рассказывает спасатель Центрального поисково-спасательного отряда Ленобласти Иван Мараховский. — Если информация о заблудившемся человеке поступила утром и до вечера он сам не вышел, тогда начинаем искать. Выезжаем к возможному месту его нахождения и подаем звуковые сигналы — включаем сирену.
Родственники «потеряшек», да и они сами, бывает, жалуются, что спасатели не хотят прочесывать лес ночью. Не зная, что сотрудники ПСС не имеют на это права!
— Ночью в лесу мы сами можем пострадать, и тогда уже нас придется спасать, отрывая коллег от работы. Поэтому в темный лес мы заходим, только если пропал маленький ребенок. Остальных ждем на опушках или у дорог, — говорит Иван. — Правда, бывают такие люди, которые, даже услышав сирену, не хотят на нее выходить.
У нас недавно одна пара так и заявила: «Сигнал слышим, но не пойдем, найдите нас и выведите!» А мы же не в прятки с ними приехали играть. Сказали, что либо они сами выйдут, либо мы вообще уедем, у нас еще несколько человек ждут помощи. Как миленькие через час сами вышли.
Также бесполезно поднимать в воздух вертолет по каждому заблудившемуся. В густом зеленом лесу с «вертушки» просто не разглядеть человека, тем более что многие грибники любят надевать серые, коричневые куртки. А то и вовсе одежду цвета хаки!
— В камуфляже потом даже труп невозможно найти. На расстоянии пяти метров куртка сливается с окружающей средой, — объясняет Иван Мараховский. — Только случайно можно заметить такое тело. Поэтому мы всем советуем надевать что-то яркое или хотя бы брать с собой цветной жилет.
И все же иногда вертолет спасателей поднимется в воздух в поисках заплутавшего бедолаги. Это имеет смысл, если человек, получив инструкции по телефону, еще может выйти на поляну, но у него уже нет сил брести дальше самому. Вот тогда его высматривают с воздуха и направляют к нему спасателей либо, если позволяет ландшафт, забирают прямо с поляны.
Закопаться в лапник и позвонить
У заблудившихся в лесу грибников два главных врага — холод и насекомые. В сентябре по ночам в Ленобласти уже и заморозки могут быть. И это только кажется, что комары и мошки уже закончились.
— Если придется ночевать в лесу, расчистите себе поляну, разведите костер, грейтесь, — советуют спасатели. — Можно еще нарвать лапника и закопаться в него поглубже, чтобы насекомые не доставали. Их укусы не просто неприятны, но и опасны, так как могут вызвать анафилактический шок. Был случай, когда выводили из леса мужчину, еще не старого, но его так искусали, что все лицо опухло, и мы серьезно боялись за его жизнь.
Никогда не уходите в лес без средств связи, заклинают спасатели петербуржцев.
— Если человек до нас дозвонился, то мы можем вывести его из леса и по телефону, — говорит Иван Мараховский. — Наши спасатели работают на станциях уже по много лет, хорошо знают подведомственные леса, по речкам, линиям электропередачи, просекам сориентируют, даже не видя местности. Главное, чтобы у звонящего не села батарейка в телефоне. Если уж человек дозванивается до нас, то первым делом мы просим его больше никому не звонить, не тратить заряд телефона. А то встречаются такие пенсионерки, которые, заблудившись, сначала всех своих подружек извещают о случившемся, а потом звонят нам и успевают только сказать: «Я заблудилась», а потом связь безвозвратно обрывается.
Заблудиться в лесу — еще не приговор. Спасатели знают случай, когда 82-летняя пенсионерка, пропавшая осенью, нашлась только следующей весной. Потерявшаяся бабушка обосновалась в старом домике лесника и там перезимовала, питаясь грибами и ягодами, которые запасла осенью.
— В моей практике грибник прожил в лесу десять дней. Пять дней пять смен ПСС его искали. Потом поиски прекратили. А еще через пять дней дедушка сам вышел из чащи, — вспоминает Иван Мараховский. — И, что самое удивительное, он еще хотел подать в суд на спасателей за то, что мы его не нашли.
МК-Справка
Учитывая опыт прошлого года, «Экстремум» составил свою статистику найденных и пропавших в лесу людей.
Найдено силами добровольцев из «Экстремума» — 35 процентов
Другими отрядами и профессиональными спасателями — 8 процентов
Вышли самостоятельно — 8 процентов
Найдены случайно, вне основной зоны поисков — 2 процента
Найдены мертвыми — 9 процентов
Неизвестна судьба (возможно, вышли сами, но не сообщили об этом либо погибли) — 23 процента
Поиски прекращены в связи с поступившей информацией о том, что человек не заблудился, а ушел из дома по собственной воле — 1 процент
Найдено родственниками, друзьями пропавшего — 9 процентов
МК-совет
Можно вскипятить воду в пластиковой бутылке
В лесах Ленобласти без термической обработки можно есть только ягоды. Но они малокалорийные. Грибы сытнее, но их обязательно нужно варить или жарить. Однако следует помнить, что без еды человек может прожить до 30 дней. А вот без воды всего — 7. Пить воду из лесных болот и канав тоже небезопасно. Желательно предварительно ее прокипятить. Это можно сделать с помощью обычной пластиковой бутылки, в наших лесах их валяется очень много. Пластик на костре не будет плавиться до тех пор, пока в бутылке вода. Поэтому можно наполнить емкость любой водой и положить бутыль в огонь, а затем пить кипяченую воду.
материал: Елена Михина