31 августа 2014
Грибной сезон в разгаре, однако благородных грибов на рынках пока немного. Продавцы рассказывают, что тихой охоте мешает сухость, которая была в июле. Повлияла и холодная бесснежная зима, по всей видимости, понравившаяся вредителям: многие грибы попорчены червями.
Хотя биолог и миколог Диана Мейере говорит, что личный грибной сезон в этом году открыла еще 1 января:– В первый день нового года мы заехали в парк старой усадьбы. Стояла тихая, теплая погода, и на стволах деревьев появились грибы, которые растут обычно поздно осенью и во время зимних оттепелей. Называются эти грибы северные опята. Они растут большими семейками, и я набрала достаточно опят для соуса.
– Я бы сказала, что грибы в принципе появляются в наших краях рано. Например, первые маслята люди находят уже в мае. Но это происходит не повсеместно, да и не каждый грибник в это время выходят на тихую охоту. Лисички и боровики можно найти уже в июне. А если вспомнить сморчки, которые собирают довольно рано весной, то напрашивается вывод, что выходить с корзинкой в лес имеет смысл в мае.
– Ошибаетесь, кое-кто их уважает. Тут главное не перепутать сморчки с ядовитыми строчками. Но в основном люди действительно интересуются больше белыми грибами, лисичками, лесными шампиньонами. Они начинаются летом, пик их сбора приходится на осень.– Чем нынешний грибной сезон отличается от предыдущего?
– Многие люди спрашивают, почему одно лето приносит много грибов, а следующий год выходит пустым. Садоводы знают, что то же происходит и с яблоками: после хорошего урожая яблони год отдыхают, причем в разных регионах периоды отдыха не совпадают. Вот и с грибами так.
Боровики не объясняют, почему растут хуже или лучше. Предсказать, каким будет год, очень сложно.
– Погода в этом году благоприятствует росту грибов?
– Весна была довольно холодной, это грибам не нравится, теперь потеплело, но мицелию по-прежнему не хватает влаги. Однако грибы появляются. Интересно: несколько недель назад мы с коллегой побывали в лесу и нашли грибы, которые обычно растут поздней осенью. Скажем, замечены настоящие опята, появляющиеся в октябре. Появились волнушки и рыжики, для них правильное время – вторая половина осени.
– Чем это объяснить?
– Ничем, так уж себя ведут эти непредсказуемые грибы!
– Прошлая зима без снега повредила садам, многие цветы и кустарники вымерзли. Не пострадали ли грибы?
– Грибница хорошо укрыта в земле и приспособлена к тому, что почва у нас крепко промерзает. Если уж грибы в наших условиях продолжают расти, то значит, что сильные морозы им не особенно страшны.
– Многие грибников волнует вопрос: насколько популяции грибов вредит сам человек? Наши люди все-таки любят тихую охоту. Не настанет ли день, когда грибы придется вносить в Красную книгу?
– У меня нет данных по Эстонии, но кое-где в Европе даже лисички попали в список особо охраняемых грибов. Да, если люди собирают грибы неаккуратно, они могут повредить всей экосистеме, поэтому давайте быть бережней.
– А поподробнее?
– Раньше, когда в лесу мы видели сорванные участки почвы, то знали, что это прошли кабаны. Теперь при виде взрытой почвы я думаю: «Грибники пытались найти совсем маленькие лисички». Эти грибы действительно растут большими стайками, и местами видно, что жадным грибникам не хватило взрослых грибов, они сорвали слой почвы, чтобы забрать даже малышей.
Со временем такое отношение может повредить популяции грибов.
– Лично я, когда собираю грибы, никогда не срезаю все, стараюсь парочку оставить «на расплод». Правильно ли это?
– Я тоже так поступаю, и более того – совсем маленькие грибки стараюсь укрыть листьями, чтобы не попадались на глаза людям и выросли большими. Если гриб созревает и распространяет споры, у него больше возможностей распространиться, выполнить свою биологическую функцию.
– Скажите, а новые иноземные грибы в наших краях в последнее время появлялись?
– Во-первых, список местных видов пополняют ученые. В их распоряжении оказываются новые методы исследования, и они обнаруживают, что ранее известные грибы принадлежат, оказывается, не к одному, а к двум и более видам. Когда-то считалось, что есть только моховики. Теперь же их делят на подберезовики, подосиновики и другие. Но к нам и физически входят новые виды грибов. Споры одних попадают к нам вместе с саженцами из-за границы, другие постепенно распространяются из-за перемен климата. Например, золотистая бурочешуйница появилась около 50 лет назад и теперь встречается и у нас. А в садах появился гриб мутинус, похожий на белые пальцы с красными кончиками.
– Это съедобные грибы?
– Мутинус лучше не трогать, а мнения насчет бурочешуйницы разделяются. Я знаю людей, которые эти грибы собирают, но поскольку мы получали сведения о нарушениях пищеварения у таких грибников, то бурочешуйницу все-таки не советуем.
– Сколько у нас всего видов съедобных грибов?
– Всего грибов – около тысячи видов, из них съедобных только пара сотен. Большая часть наших грибов либо слишком маленькие, либо несимпатичные, горькие, кислые и так далее.
– А есть ли в стране еще недооцененные съедобные грибы?
– Знаете, даже с боровиками все непросто. В Европе есть страны, где эти грибы не считают съедобными. Если их и собирают, то только для пересылки соседям. Что пока недостаточно оценили? Без опаски могу советовать гигантскую лангерманнию. Это огромный гриб-дождевик, похожий на белый шар. Он вырастает размером с человеческую голову и очень вкусен до тех пор, пока его плодовое тело не созрело и остается белым.
Перепутать его с другими дождевиками невозможно. Но надо быть внимательным, червям дождевики тоже по вкусу.
– Кстати, о червях. В народе бытует миф, будто в ядовитых грибах черви не водятся. Как к этому относится наука?
– Я всегда говорю, что организм человека отличается от организма червей. Личинки и черви с удовольствием селятся в мухоморах, зато не любят лисички. Так что же теперь, будем считать лисички ядовитыми?
– Справочники предупреждают, что настоящие лисички очень легко спутать с ложными.
– Ложные лисички менее ценные, чем настоящие, но бояться их не нужно: они все равно съедобны. Кстати, у нас есть еще несколько видов лисичек, которые совсем не похожи на настоящие. У них коричневые и даже черные шляпки, они растут большими семействами во влажных местах. Человек знающий легко может собрать много таких грибов.
– Я недавно наткнулась на исследование, где говорилось, что боровики – самый ценный источник антиоксидантов. Стоит ли этому верить?
– Антиоксиданты – это второе название для витаминов. Конечно, грибы содержат много минеральных веществ и витаминов. Они могут стать значительным дополнением к нашему рациону. Но увлекаться я бы не стала, человеку необходимо разнообразное питание.
– Почему бы не увлечься ценным продуктом?
– Как пример приведу свинушку. Какое-то время назад этот гриб был очень любим учеными, людям советовали кушать побольше свинушек. Теперь наука свое мнение изменило. Свинушка не ядовита, но некоторые исследования доказали, что гриб содержит вещества, накапливающиеся в организме человека и приводящие к расстройствам здоровья.
– Недавно прошла новость, что в грузе сушеных боровиков из Литвы был обнаружен мышьяк. Специалисты отмечают, что грибы легко концентрируют вредные вещества. Что это значит для грибников?
– Люди должны понимать, что грибница захватывает большие участки и действительно «собирает» много всякого. Затем эти вещества аккумулируются в плодовом теле грибов. У нас несколько раз проводили замеры грибов на содержание тяжелых металлов и радиацию. Но всегда оказывалось, что наши грибы в норме. Простым собирателям достаточно не резать грибы на обочине или возле свалки.
«МК-Эстония»
http://www.mke.ee