29 марта 2015
Верба-светофор, философская верба и маленькие семейные вербочки — пожилые мастерицы из Гродно создают самые разнообразные варианты этого обязательного пасхального атрибута. Всех их объединяет традиционная технология. В областном центре народного творчества уверены: гродненские вербы могут стать таким же известным в мире брендом, как и виленские.
В конце прошлого года гродненские вербы, которые в регионе называют еще «пальмами», попали в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Традицию в Гродно уже несколько десятков лет сохраняют четыре сестры: Доминика, Ванда, Чеслава и Данута. Теперь у них всех разные фамилии, поэтому их часто называют по отчеству — Доминиковны.
Доминика Доминиковна — младшая из четырех сестер. Ей 73 года, разница между ней и самой старшей, Вандой, 10 лет. Женщины собираются, устраивают чаепития и вместе делают вербы. «Для нас большое счастье, что в этом возрасте мы все еще живы», – говорят пожилые мастерицы.
Вербы делаются быстро, но готовиться нужно целый год
В изготовлении традиционной гродненской вербы нет каких-то сложных секретов: нужен лишь хороший вкус и умелые руки. Но если собрать вербочку можно за час, то готовить материалы для нее — цветы, травы и колоски — нужно чуть ли не целый год.
Доминика Доминиковна часть цветов и трав выращивает на даче, часть собирает в лесу или у воды. По ее словам, сегодня трудно найти не только какие-либо редкие травки, но даже обычную вербу — раньше она часто росла у дорог, но большинство насаждений вырубили. «Верба как основа должна быть обязательно, — говорит женщина. — Христа в Иерусалиме встречали пальмовыми ветвями, но у нас пальмы не растут, поэтому их заменяют вербой». У католиков украшенные вербочки так и называют «пальмами», а воскресенье не Вербным, а Пальмовым.
Ремесло начали возрождать в перестройку
Умение плести вербочки сестры вынесли из детства — все они родились в деревне Большая Каплица под Гродно и видели, как к главному религиозному празднику готовились взрослые. Сегодня от их родной деревни осталось лишь два дома.
«После войны вербы были намного проще, дети украшали их даже фантиками. Да и делали это втайне — в стране был атеизм», — Доминика Доминиковна уверена, что Беларусь была «опытным кроликом» СССР по атеизации и другим социальным экспериментам. Свободней религиозная жизнь стала в конце 80-х: тогда сестры и принялись возрождать ремесло создания верб. «Горбачев слетал к Тетчер, она его убедила, и тогда началась «оттепель», — делится женщина своим пониманием международных отношений тех лет. Когда Доминика Доминиковна в середине 90-х ушла на пенсию, то занялась ремеслом вплотную.
Для водителей есть верба-светофор
Гродненская верба плоская и напоминает птичье перо. Этим они отличаются от не менее популярных у нас «виленских» верб, характерных для Литвы и Польши. Каждая верба начинается с трех веточек длиной до 50 см, которые подбираются по цвету. Потом складываются ритмичные декоративные композиции с разнообразными декоративными узорами. Сердце — один из самых популярных узоров. Другой популярный — ромашка. Оба этих элемента делают из скрученного колоска. Среди материалов для вербы используются также аспарагус, амариллис, тимофеевка, бессмертник, просо, пшеница и другие растения.
На вербе справа — узоры в форме сердец.
«Философская» верба.
Ее Доминика Доминиковна подарила TUT.BY.
«Семейные» вербы символизируют мать, отца и детей.
Иногда в вербах используются бумажные цветы…
…и плетеные из соломы элементы.
У каждой сестры есть свой почерк, заметный в их вербах. «Я люблю более спокойные сочетания цветов. Хотя в последнее время фантазия меня понесла, и я сделала вербу-светофор для водителей», — показывает свои последние творения женщина. Похожа на светофор и «философская» верба. «Сами веточки — это путь к Христу. По нему мы идем с любовью — это символизирует сердце. Светофор — остановки на жизненном пути. А наверху радуга — мы идем в ее сторону, ведь все мы ищем ее недостающий восьмой цвет — смысл нашей жизни», — раскрывает заложенный в работе смысл Доминика Доминиковна.
Женщина не боится экспериментировать: «Это, наверное, в моей натуре. Я не гонюсь за количеством, люблю пофантазировать». В ее вербах есть и бумажные элементы, и японская трава, которую она выращивает на даче, и даже цветы из кукурузы.
Традицию передают на мастер-классах
«Я никогда не считала, сколько верб делаю к празднику, но около сотни точно будет. Уже на сегодняшний день я подарила больше двадцати», — говорит мастерица. В этом году она почти ничего не делала на продажу, ведь работы ее и сестер постоянно просят показать на выставках как в Беларуси, так и за границей — не только в соседних странах, но даже в далеких Италии и Китае. Кроме того, сестры ведут мастер-классы, а на них тоже нужны примеры готовых работ. «Я уже никуда не хожу, не продаю вербы. Но мозги и руки работают, да и душе хочется радовать других», — говорит мастерица.
Сестры не боятся конкуренции и на мастер-классах ничего не скрывают. «Мы уже не в том возрасте, да и бизнеса из своих верб не делаем», — рассказывает Доминика Доминиковна. У сестер есть молодые продолжатели, которые уже не просто копируют их вербы, а создают собственные оригинальные варианты.
В вербу нужно заложить душу
Для Доминики Доминиковны нет больших различий между католиками и православными — вера одна, отличается лишь традиция и обрядность. «Действительно, у православных вербы обычно скромнее, но ведь каждый хочет, чтобы было красиво», — женщина уверена, что ее традиционные вербы можно назвать экуменическими — они подойдут каждому.
«Ведь и не в вербе дело, а в молитве — она самая главная», — говорит она. Делать вербу нужно с хорошими эмоциями, вкладывая в работу душу. При этом делать самому ее к празднику не обязательно. «Не у всех есть такой талант, другие не хотят мусорить дома, у третьих просто нет времени. Нет ничего плохого в том, что люди покупают готовые вербы», — считает мастерица.
Когда до праздника еще далеко, Доминика Доминиковна любит делать поделки из шишек, колосков и даже из стеблей опасного борщевика. Поэтому подарков для друзей, гостей и родственников у нее всегда много. В поделках используются не только местные материалы, но и необычные шишки из Польши, Италии и Бельгии.
Сжигать вербы жалко, хотя это и традиция
«Гродненские вербы — настоящий предмет искусства. У мастеров должен быть очень хороший вкус», — считает сотрудник Гродненского областного методического центра народного творчества Янина Борисевич. По ее словам, старые вербы даже жаль сжигать перед началом очередного Великого поста, хотя это и традиция. Поэтому во многих домах они накапливаются из года в год.
Гродненская верба — плоская и напоминающая перо — распространена довольно узко: лишь в Гродно и близлежащих деревнях, таких как Одельск, Индура и Сопоцкин. Не последнюю роль в сохранении традиции сыграли костелы, считает специалист.
По ее мнению, саму технику изготовления можно перенять, но не многие хотят выращивать или искать нужные травы и цветы. В этом плане ее беспокоит преемственность. «Включение в список наследия — это не только наше стремление популяризовать гродненские вербы, но и сохранить технологию», — объясняет Янина Анатольевна.
«В этом году нас очень сильно распиарили, может, даже слишком», — говорит Доминика Доминиковна. Она повторяет, что вербы для нее и сестер — совсем не бизнес, да и лишней славы, которая «свалилась» после включения их верб в список наследия, они не хотят.
Но Янина Борисевич считает, что чем больше информации о гродненских вербах, тем лучше. Она уверена, что этот элемент гродненской традиции достоин быть в списке не только наследия Беларуси, но и всего человечества — в списке ЮНЕСКО.
Алексей Шота
Читать полностью: http://news.tut.by/culture/441632.html