|
На Колыме пошли грибы и ягоды, но многие люди отказывают себе в удовольствии «тихой охоты» — боятся косолапых.
ХОЗЯИН ТАЙГИ
Раньше магаданцы спокойно ходили в лес и хищников особо не опасались, теперь боятся — вокруг только и слышишь о медведях, гуляющих в окрестностях. И далеко не всегда эти слухи беспочвенны медведи действительно не редкие у нас гости. Места им, что ли, в лесу мало, раз выходят они за его пределы?
Нет, возражают охотоведы, на Колыме около 9 тысяч медведей, и численность их на протяжении многих лет не меняется. Это, между прочим, в десять раз меньше нормы, при которой возможен отстрел.
«Есть приказ Министерства природных ресурсов РФ, согласно которому максимально допустимая численность медведей в охотничьих угодьях — две особи на тысячу га, — рассказал «АиФ-Магадан» начальник отдела Департамента госохотнадзора Магаданской области Вадим УЖВЕНКО, — У нас же на гектар охотугодий всего 0,2 особи».
В советское время, кстати, на отстрел медведей был заказ государства — добытое охотниками медвежье мясо шло в продажу. Сегодня, если и отстреливают хищников, то лишь в крайних случаях, когда есть угроза жизни людей. Убивать медведя только за то, что он попался кому-то на глаза, у охотоведов не принято: тайга для медведя — дом родной, он там хозяин, а мы у него в гостях.
«Мы, конечно, отслеживаем обстановку, но на все сообщения не можем реагировать, — говорит В. Ужвенко. — Нам звонят по любому поводу. Едет кто-то по Арманской трассе или из Сокола в Магадан, увидел, как медведь дорогу перебежал, сразу к нам. Ну перебежал медведь дорогу… Должен же он как-то передвигаться — это не повод создавать панику. Мы в том случае выезжаем, если медведь замечен вблизи населенных пунктов, и если хищник представляет опасность».
ШУМИТЕ, БРАТЦЫ!
Но если численность медведей не меняется, отчего осмелели они и близко подходят к городу — чужеродной для них среде? Раньше ведь не было такого нашествия. «Раньше не было в окрестностях столько помоек и свалок, как сейчас, — говорит В. Ужвенко. — Медведь — существо всеядное и на лакомства, как любой хищник, падкий. Его привлекают запахи отходов, полакомившись на свалке однажды, он будет ходить туда постоянно».
Охотоведы беспрестанно призывают магаданцев не складировать пищевые отходы где попало, но мало кто этим призывам внимает. Отсюда, видимо, и встречи с мишками то на Веселой, то в районе Дукчи, то на Орбите. Последняя тем прославилась, что несколько лет назад туда каждодневно наведывалась медведица с медвежатами поедать тушу коровы. А недавно медведь наследил на улице Иультинской на Солнечном — у местного жителя разворотил бочку с отходами.
При этом охотоведы отмечают: в этом году обращений по факту появления медведей в окрестностях в разы меньше, чем в прошлом. Возможно, начали приносить плоды напоминания о недопустимости свалок, хотя, скорее всего, медведям лакомиться на свалках не досуг — в лесу много грибов, ягод, орехов, в реках вдоволь рыбы. Но вот социальные сети продолжают нагнетать страхи. «В сети WatsApp мы видим нездоровый ажиотаж, — говорит Вадим Ужвенко, — но все сообщения на уровне «кто-то где-то видел». Часто публикуются фото, отснятые не в нашем регионе, но преподносимые как наши».
Бояться не нужно, считает охотовед. Собственно человек — «лакомство» для медведя не самое притягательное. «Медведь не опасен, — продолжает В. Ужвенко, — он живет своей жизнью, никому не мешает. Но человек, вторгаясь на его территорию, создает для него стресс. Если медведь нападает — это либо оборонительная реакция, либо защита добычи. Такие случаи крайне редки».
Во избежание неожиданных встреч охотоведы советуют ходить в лес компанией и обязательно переговариваться — медведь шума не любит, уйдет подальше. А места, где замечены медвежьи следы, лучше, не искушая судьбу, вовсе покинуть. |
|