7 июня 2021
Грибник снимает шляпку
Сезон сбора грибов начинается еще в апреле. У каждого из них свой период. Одними из первых появляются сморчки, строчки, летние опята, их еще называют варушками, сыроежки, за ними и остальные высовывают из-под травы свои разноцветные шляпки. Корреспондент «Р» отправилась в лес, чтобы проверить, сколько и каких грибов можно сейчас насобирать в лесу за три часа.
Надежный проводник
По грибы пошла не одна, а с человеком, который, как говорится, вырос в лесу. Моим спутником стал 84-летний Василий Иванович Пивовар из деревни Лужесно Витебского района.
По пути Василий Иванович рассказал, что родом он из Петриковского района Гомельской области. Дом стоял на краю деревни у опушки леса, поэтому почти каждый день с кошелкой в руках и тремя-четырьмя друзьями отправлялся в лес.
Намотав немало километров по заросшему ельнику, наконец мы нашли пенек с летними опятами — дружными ребятами.
— Когда я первый раз набрал грибов, сварили их, а они оказались горькими. Вот тогда отец стал меня учить. К примеру, сыроежки можно определять на вкус: если с красной шляпкой и печет, значит, брать нельзя, остальные — съедобные. Ее же потому и назвали сыроежкой, что сырой есть можно. Мы накалывали их на палочки, обжаривали на костре и ели. Позже уже стал распознавать грибы на вид.
Тем временем идем дальше по лесу. Мой проводник показывает свои грибные места: вот сюда он приходит за маслятами, а вон там набирал боровиков по три ведра, белые грузди растут только на небольшом пятачке, а вот здесь начинаются строчки, поэтому надо быть предельно внимательными.
Тут он вспомнил военное детство, на начало Великой Отечественной ему было всего четыре года:
— До войны и после мы кормились в основном грибами, ягодами да щавелем. Какое же было счастье, когда раненый отец вернулся домой и добыл несколько килограммов крахмала из сгнившего в колхозных буртах картофеля! Делали лапшу, блины пекли. Вкуснее лакомства не было!
Глаз да глаз
Идем дальше, внимательно посматривая направо-налево. Наконец я увидела какие-то грибы.
— Эти непригодны для еды, — остановил мой радостный порыв к «улову» Василий Иванович. — Из несъедобных здесь самая коварная, пожалуй, поганка, которую легко спутать с колпаком (их называют еще курочками), сыроежкой. Курочки белесо-желтенькие, как будто сметаной помазанные, и шляпка напоминает колпак, отсюда и название. Поганка более плоская и юбочка у нее тоньше. Еще попадается сатанинский гриб. Он очень похож на боровики, которые растут в борах: короткая толстая ножка, но, когда к ней притрагиваешься, остаются сине-зеленые пятна. И горечь внутри. Ну, мухоморы все знают. Остальные почти все съедобны.
Всяческих несъедобных грибов в тот день мы встретили немало, в том числе ложные опята и разнообразные трутовики. Василий Иванович рассказал, как из березового трутовика наши предки извлекали трут — мягкий бархатистый кусок «лесной замши», который легко поймает даже небольшую искру и начнет интенсивно тлеть. Для этого гриб-паразит засыпали золой, заливали водой, а спустя какое-то время размягчали молотком, удаляли ненужные «вершки-корешки» и добывали трут, который вместе с кремнем использовали как огниво.
Неподалеку от оздоровительного лагеря белым ковром цвела клубника.
— Это клубника, выращенная из семян: цветет красиво, а есть нечего — ягоды мелкие. Землянику можно выращивать из семян, а вот клубнику — только из уса, и то лучше из первых трех: чем дальше, тем больше она перерождается и становится более дикой. Так же, как яблони и груши, выращенные из семян, дают дичку, — пояснил Василий Иванович.
— Откуда такие познания? — поинтересовалась у моего провожатого.
Оказалось, в Горецкой сельхозакадемии он получил специальность агронома. По распределению три года отработал в колхозе в Борисовском районе. Когда хозяйство реформировали, Василия Пивовара направили в Бигосовский зооветеринарный техникум, где требовался преподаватель экономики. Пришлось в Тимирязевской сельхозакадемии получить еще одну специальность, чтобы обучать других. Затем Бигосовский техникум присоединили к Лужеснянскому, куда и перевели молодого преподавателя. В общей сложности он 42 года отдал педагогике.
В Бигосово познакомился со своей будущей женой — ветврачом по образованию, она преподавала в сельхозтехникуме анатомию. Вместе приехали в Лужесно, где и поженились. В этом году супруги отметили золотой юбилей. Быстро пролетели полвека, отметил мужчина: сын уже кандидат исторических наук, дочь стала экономистом.
Без добычи, зато с настроением
Действительно, отдыхаешь, наслаждаясь пением птиц, зеленью деревьев и трав, разнообразием цветов. Вот голубая от незабудок полянка, на пригорке красуются ландыши, рядом очень на них похожая купена, чуть дальше — звездчатка и еще многое, даже названий их не знаю. И комары уже активничают.
— Я тут недавно отметил, что лето — это когда все летает, весна — когда все выходит со сна, а осень — когда в сон. А вот зиму пока не осмыслил, — поделился мой спутник.
Летом он не просто гуляет в лесу, а всю семью обеспечивает грибами. Дочка их замораживает, а сам он засаливает:
— Чтобы не портились, соли надо много: на трехлитровую банку — триста граммов, но я добавляю только сто, тогда можно грибы не промывать. В основном я беру боровик, подосиновик, подберезовик, молоденький обабок, из пластинчатых — сыроежку, лисичку, белый груздь. Раньше собирал ольховки (свинушки ольховые), сейчас не беру, в них нашли много чего-то нехорошего, уж очень черный отвар получается.
Намотав немало километров по заросшему ельнику, наконец мы нашли пенек с летними опятами — дружными ребятами. Правда, лишь часть из них были крепенькими, остальные все засохшие. И сколько после мы находили варушек, все они были такие же засушенные. Странно. Дождей вроде было много…
Как показал трекер, за три часа мы прошли более 13 километров. И нашли всего горсточку опят. Как сказал Василий Иванович, грибы еще спят, не стоит сейчас отправляться на тихую охоту. В этом году придется подождать, возможно, до июля. А вот пойти в лес разрядиться одному или в хорошей компании — пожалуйте.