17 августа 2021
АвторНастя Щербакова
РедакторТаня Решетник
Мицелий — один из самых заметных и важных экотрендов модной индустрии за последние годы. Словосочетание «одежда из грибов» теперь звучит вовсе не странно и фантастично. Возможно, это часть нашего будущего и решение проблемы с неэкологичностью производства синтетики и кожи.
The Village продолжает серию грибных материалов, в которой мы рассказываем об одном из самых древних организмов на Земле. В новом выпуске разбираемся, как грибы проникли в модную индустрию и прочно в ней утвердились.
Что будет, если съесть мухомор
Краткая история мухомора в российской культуре
Зачем вообще нужна «грибная одежда»?
Одна из главных проблем модной индустрии — ее неэкологичность. На производство одежды уходят миллионы тонн чистой воды и киловатт электроэнергии, для изготовления синтетики требуются нефтепродукты, добыча которых также вредит окружающей среде, тонны пластика уходят на упаковку, а затем попадают в океаны. Проблемы можно перечислять долго. За последние несколько лет брендам пришлось ступить на сложный путь осознанного потребления и начать поиски альтернативных экологичных материалов. Мицелий пришелся как раз кстати. Его исследования ведутся уже много лет, но именно сейчас он стал актуален и доступен для дизайнеров.
Что же такое мицелий?
Мицелий — вегетативный орган гриба, который поедает целлюлозу или лигнин и постоянно растет и расширяется. Для создания одежды, конечно, используют не лесные грибы, а искусственно выращенные. Для изготовления мицелия в лабораторных условиях используют сапрофитные грибы. Грибницу выращивают в питательной среде, она равномерно распределяется по поверхности и превращается в пленку.
После обработки и сушки она становится достаточно прочной и гибкой, чтобы ее можно было окрашивать и сшивать. По свойствам и внешнему виду мицелий похож на кожу, поэтому его взяли на вооружение стартапы, которые занимаются поиском альтернативных материалов, например, Fungi Fashion, MycoWorks, Le Qara и Bolt Threads.
А какие-то бренды уже выпускали одежду из мицелия?
Одежда из мицелия — это не амбициозный план, материал уже активно осваивают дизайнеры, а осенью 2020 года его назвали одним из главных трендов развития индустрии. Таким статусом материал обязан сразу нескольким брендам, которые анонсировали его использование в своих коллекциях. Самым первым стал британский бренд Stella McCartney, который в марте этого года представил вещи из мицелия Mylo, имитирующего кожу. Они были созданы в сотрудничестве с американской компанией Bolt Threads. До этого Стелла несколько лет экспериментировала и в 2018 году даже представила прототип сумки Falabella из мицелия. Но тогда она только была выставлена в рамках выставки Fashioned from Nature в Музее Виктории и Альберта.
Для создания полноценных вещей понадобилось время: по словам МакКартни, было просто невозможно быстро вырастить достаточно большие куски материала, чтобы их хватило на создание полноценных вещей. Сейчас проблема решена, процесс выращивания мицелия занимает около двух недель.
Также с Mylo решили экспериментировать adidas. В апреле этого года они представили Stan Smith Mylo, «кроссовки, созданные самой природой». Культовую модель выбрали за ее универсальность и возможность играть с цветом, текстурой и различными вариантами финишных покрытий. Бренд планирует и дальше экспериментировать с новым материалом и выводить его в продажу. Руководство adidas объявило, что будет инвестировать в Bolt Threads, чтобы продолжить сотрудничество.
Покорение модной индустрии мицелием подтверждает и то, что его признал и решил использовать один из самых консервативных брендов — французский Hermès. В марте этого года руководство Дома объявило о начале сотрудничества с компанией MycoWorks, запатентовавшей технологию производства Fine Mycelium.
Вместе они в течение трех лет работали над обновлением знаменитой модели сумки Victoria. Ее впервые изготовили из веганской кожи Sylvania. Кожевенники Hermès работали над ней вместе с биоинженерами. «Мы не могли представить лучшего партнера для коллаборации, в рамках которой мы хотели представить первый объект, созданный из Fine Mycelium. У Hermès и MycoWorks схожие ценности — мы придаем значение ремеслу, качеству, инновациям и процессу. Мы вместе увидели потенциал в этом невероятном материале», — комментировал партнерство Марк Скаллин, генеральный директор MycoWorks.
Слова эти оказались не просто громкой цитатой из пресс-релиза. Французский бренд планирует и дальше работать с мицелием. Серьезность намерений подтверждает и недавнее назначение. В конце июля этого года Патрик Тома, французский бизнесмен и бывший генеральный директор Hermès International, присоединился к MycoWorks в качестве независимого члена совета директоров.
Так ли экологичен мицелий?
Да, мицелий действительно экологичный материал, который вполне может стать альтернативой кожи. На это есть множество причин. Во-первых, для его производства не нужно убивать животных, соответственно, не нужно растить и содержать скот. Это порадует не только любителей животных, но и экоактивистов, ведь такой подход — это экономия всех ресурсов. Во-вторых, мицелий не производится из синтетических материалов или полиуретана, в отличие от синтетической кожи для него совсем не нужны нефтяные продукты. Третье важное преимущество — малые затраты воды. На производство футболки из хлопка в среднем уходит около 2 700 литров воды, на платье из мицелия нужно лишь около 11 литров. На сайте MycoWorks также есть данные о том, что это материал с отрицательным уровнем эмиссии углерода.
При этом мицелий сохраняет множество качеств обычной кожи. Его можно окрашивать, он водонепроницаем и практически не горит. При этом применять мицелий можно не только для производства одежды, но и для строительства, упаковки и производства мебели. Все зависит от плотности слоя и обработки и, конечно, амбиций и фантазии производителей и инвесторов.
Когда вещи из мицелия поступят в продажу?
Пока никаких точных дат нет. Например, комплект Stella McCartney или кроссовки Stan Smith Mylo были представлены только в качестве прототипов. На сайте Bolt Threads есть информация, что adidas все же планирует выпустить небольшую партию обуви в продажу в конце 2021 года, но точная дата и страны продажи неизвестны.
В 2019 году в своем интервью биолог и художник Фил Росс, известный изготовлением мебели и одежды из мицелия, говорил, что мир пока не готов к этому материалу. «В обществе все еще нет массового запроса на экологичные материалы. Между тем, что люди называют необходимым, и тем, что им нужно на самом деле, — пропасть. Рынок показывает, что люди не готовы платить больше только за то, что материал экологичен», — рассказывал он. Хотя он и отмечал, что именно в модной индустрии у нового материала есть наибольший потенциал. Ведь мы готовы платить за одежду больше, чтобы она отражала наши взгляды и статус. Главная, по его мнению, проблема — отсутствие налаженного и достаточно дешевого производства.
С ним согласна Варвара Баркалова, контрибьютор отдела моды Esquire.ru и автор канала «Маржела и голотурии»: «Мицелий — материал потенциально очень перспективный для самых разных областей дизайна, от моды до предметов интерьера и строительства. Плюсы его в том, что он быстро растет и требует не так уж много ресурсов (в отличие, например, от хлопка, бамбука, древесины). Другое дело, что сложности наступают на этапе последующей обработки. Я не знаток конкретных технологий, но, кажется, из-за того, что разработки грибных материалов начались относительно недавно, еще просто не хватает общеизвестных способов работы с ними и бренды и дизайн-студии пробуют наугад». Она считает, что сильно поможет популяризации мицелия поддержка больших брендов. На Западе, как мы уже упоминали, «грибной кожей» заинтересовались такие гиганты, как adidas и Hermès. В России дела обстоят сложнее. «Российские модные бренды потихоньку начинают работать с новыми экологичными материалами, но вряд ли до мицелия дело дойдет скоро, и особенно до его собственного производства. Хотя знаю, что в технических интерьерных разработках его сейчас у нас делают и постепенно применяют», — поясняет Варвара.
В мицелий верят и исследователи. Например, в отчете Grand View Research, опубликованном в мае 2021 года, ученые прогнозируют среднегодовой темп роста грибного рынка в 9,5 % в период с 2021 по 2028 год. Он будет составлять около 95 миллионов долларов в год к 2028-му. Так что ждать полноценных грибных коллекций осталось недолго.
Фотографии: обложка, 1 – Stella McCartney, 2 – Adidas
https://www.the-village.ru/service-shopping/the-village-guide/mozhno-li-nosit-odezhdu-iz-gribov