16 января 2014
Любительница тихой охоты собирает грибы даже зимой
27 декабрьских лисичек. Мало!
Вот и нынешней зимой Наташа, хорошо экипировавшись (высокие сапоги, теплая ветровка и «пуленепробиваемые» охотничьи штаны), регулярно наведывается на свои «поляны». Аномально теплый декабрь, без снега и заморозков, напоминавший скорее март, почему-то оказался не грибным. В канун Нового года она прошерстила все знакомые места, но насобирала только лисичек, даже пересчитала трофеи от досады — 27 штук. Мало.
— Обычно в декабре попадаются несколько видов рядовок, припозднившиеся горькушки, ежегодно я нахожу также и белые, а тут ни одного. Меня это страшно возмутило, — говорит, посмеиваясь, Наталья.
Зато появились луговые опята, не похожие на своих весенних собратьев, которые обычно появляются на полях и вдоль дорожек в марте. Тоненькие, маленькие, на спичечных ножках, «гвоздики» очень ароматны и вкусны. Кое-где встречаются еще говорушки, про которых говорится в пословице: «Суп без говорушек все равно что уха без ерша». Можно найти, как ни странно, бараны. Последний раз, правда, Наталье не улыбнулось «баранье счастье». Это не значит, что больших кудрявых грибных голов нет. Бараны не боятся холода, хотя они уже отходят, но те, что выросли, стоят и ждут своего грибника. Нужно повнимательнее походить по другим местам, поискать под большими хвойными деревьями.
Вешенки и зимушки
По словам Натальи, собирать грибы зимой, когда наметет сугробы, даже удобнее, чем летом. В пустом лесу на белом фоне их видно издалека. Например, вешенки, свисающие консолями с голых стволов деревьев. Желтые, коричневые, темно-серые, в зависимости от породы облюбованного дерева. Молоденькие похожи на ушки или ракушки из-за свернутых краев шляпки, а взрослые с однобокой широкополой шляпкой напоминают лопату. Грибными гнездами облеплен весь ствол — срежешь, и уже полкорзины есть. Впрочем, срезать можно в оттепель, а когда стоят морозы, вешенки покрываются ледяным панцирем, требуется большой крепкий нож, которым приходится «отколупывать» ледышки.
В январе появляются зимние опята — зимушки, как их еще называют. В отличие от вешенок они никогда не замерзают, выдерживают минус 20 градусов, не боятся оттепелей, используя это время для продолжения роста, поэтому всегда первозданно хороши. На черных тонких ножках, с блестящими ярко-коричневыми шляпками они смотрятся на дереве, как елочные игрушки. Удивительно, когда вокруг все в снегу, а на дереве, к которому ты пробрался через сугробы, молодые и совершенно свежие опята! Иногда эти дружные ребята вырастают на значительной высоте, поэтому, чтобы снять урожай, нужно иметь при себе длинную палку с заостренным концом. Растут зимушки и на пнях, а как под снегом угадать, есть там грибы или нет?
— Вообще, надо знать, где искать. Я тщательно проверяю все пни, сметая с них белые шапки, — поясняет Наталья. — Если просто так пройти по заснеженному лесу, можно ничего не найти, должен быть и глаз наметанный, и чутье. Кучно сидящие вешенки, например, издали кажутся засохшими листьями, свисающими с веток. Но целую гроздь крупных грибов не спутаешь ни с чем.
В зимнюю пору поганок практически нет, поэтому грибники без опаски собирают все, что растет на деревьях. Те же трутовики. Но сборщица из Янтарного их не берет, оставляет птицам — пусть себе долбят…
Обаяние зимнего леса
— Лес зимой еще тем интересен, что звери не боятся людей, как летом, не хоронятся. Можно встретить белочку, которая снует меж деревьев, и зайца, который имеет обыкновение выскакивать из-под ног и пугать до обмирания сердца, — рассказывает Наталья. — Однажды я столкнулась с лосем. Развернулась и со скоростью света рванула в одну сторону, а лось со страшным шумом, ломая ветки на пути, в другую. Слава Богу, кабаны не попадаются.
Хотя изрытая земля напоминает о том, что дикие свиньи где-то рядом. Что примечательно, они роют там, где растут боровики. Что именно звери там копают, какие корни в тех местах едят — непонятно. Но для опытных грибников это своеобразная примета: если кабан порылся, рядом могут быть белые. Впрочем, не исключено, что это кабаны ориентируются на людей: где те ходят, там они и роют. А там, где порылись пятачки, уже ничего не найдешь, кроме… лисичек.
За много лет тихая охота для Натальи превратилась из обычного хобби в потребность, почти в работу. Для походов в лес она не ищет напарников, спокойно блуждает в одиночку, не боясь потеряться. По-настоящему опасается только охотников, которые стреляют на каждый хруст ветки или шорох куста.
Раньше компанию Наталье составляла мама, Юлия Даниловна Калашникова. До 90 лет она охотилась за грибами с тем же азартом, что и дочь. Теперь, разменяв десятый десяток, предпочитает гулять возле дома да вдоль моря — благо, рядом.
— Но я нашла в Янтарном прекрасную компаньонку. Это Галина Даниловна Васильева, ей 77 лет, она легкая и быстрая на ноги, не боится дальних походов и холода. Купила специальные, как у меня, зимние сапоги. Мы с ней бродим вдвоем, и она очень радуется, говорит: «Не найдем грибов — не беда, просто прогуляться по лесу, подышать чистейшим воздухом — такое удовольствие, такое счастье!»
Самый бедный на грибы месяц — это март. В марте из земли лезут только луговые опята. Это единственный месяц в году, когда Наталья берет «отпуск», занимается садом-огородом, сжигает траву, белит плодовые деревца.
И до высокого грибного сезона угощает родных своим чудным грибным ассорти, одаривает знакомых и друзей баночками с соленьями. Никакой магазинный продукт не сравнится с ними ни по оранжево-фиолетово-розово-бежевой пестрой цветовой гамме, ни по вкусу. Открыв банку, чтобы подцепить вилкой грибочек-другой на пробу, останавливаешься, только когда покажется дно.
Рецепт грибного ассорти от Натальи Соловьевой:
Для соленья лучше всего подходят пластинчатые грибы: черные грузди, волнушки, говорушки, колпаки кольчатые, горькушки, сыроежки, рыжики, лисички. Я их чищу, кладу в кастрюлю, заливаю водой, ставлю на газ, как только закипят и поднимется пена, сливаю воду через дуршлаг, наливаю свежую. Кладу соли примерно в четыре раза больше, чем на ту же емкость с супом, довожу до кипения и добавляю для букета, если есть, благородные грибы — белые, подосиновики. Немного — три-четыре штуки достаточно. Кстати, подосиновики нужно бросать только в кипяток, тогда они сохраняют белый цвет. Подберезовики для соленья не годятся, они нежные, мягкие, расползаются. Грибное ассорти варится 40 минут. После этого снимаю кастрюлю с плиты и выношу в прохладное место до утра. Когда варево полностью остынет, кладу в кастрюлю (или эмалированное ведро) достаточно много нарезанного пластинками чеснока, стружки хрена, укроп с зонтиками, листья черной смородины и несколько листьев молодого дуба. Сверху грибную смесь придавливаю дощечкой или тарелкой и ставлю гнет (например, трехлитровую банку с водой) — так, чтобы выступал слой рассола. И накрываю салфеткой.
Так грибы могут стоять хоть до весны, причем не обязательно в погребе, я держу их на балконе. Если мороз, заношу емкость в квартиру. Доставая к столу грибочки или, наоборот, добавляя новый слой из свежесобранных и отваренных лисичек, зимних опят или вешенок, смесь в кастрюле перемешиваю, разравниваю и снова под груз.