14 февраля 2014
ООО Малое инновационное предприятие «БИООРИДЖИН» откроет производство грибов в марте 2014 г. на площадке КубГАУ в Елизаветинской. Инвестор — выпускник аспирантуры аграрного вуза вложил миллион в дело и ожидает рентабельность в 40%. Эксперты говорят, что этот рынок свободен для производства любого масштаба.
Учредители этого бизнеса — Кубанский государственный аграрный университет (КубГАУ) и выпусник кафедры биотехнологий Сергей Копыльцов. Вуз вложил в дело интеллектуальную собственность (штаммы высокопродуктивных грибов и технологии выращивания), ученый — деньги. Предприятие уже арендовало площадку в 1 тыс м2 под производство в учхозе «Кубань» (принадлежит КубГАУ) в станице Елизаветинской на пять лет.
По словам Сергея Копыльцова, университетские технологии помогут показывать продуктивность 35%. «Это больше, чем у обычных производителей вешенок, — говорит он. — По распространенной технологии продуктивность составляет не больше 30%. Т. е. с тонны грибов наша технология позволяет получить прирост в 350 ?кг, а в другом малом производстве — до 300 кг. Это поможет снизить себестоимость на 10 рублей. Затраты на производство килограмма вешенок и опят у нас выйдут в пределах 30 рублей». Сейчас в магазинах вешенки стоят 100–120 рублей, а опята по 200 рублей за кг.
По расчетам ученого, инвестиции в предприятие окупятся за 2 года, рентабельность составит порядка 40%. Он добавил, что его вешенки и опята уже готовы покупать оптовые компании, которые закупают грибы у малых производителей и поставляют их в своей упаковке в крупные торговые сети. «Мы планируем выйти на рынок под брендом «БИООРИДЖИН», — поделился аспирант, — но пока наши объемы производства не позволяют сотрудничать с ретейлерами.
Например, «Магнит» заключает договоры с производителями, готовыми поставлять около тысячи тонн грибов в сутки. Думаю, в этом году начнем сотрудничать с «Табрисом», у них меньше требований по объему — тогда краснодарцы увидят грибы в нашей упаковке». По данным предпринимателя, в магазинах наблюдается стабильный спрос на вешенки. «К этим грибам краснодарцы привыкли, — отметил Сергей Копыльцов. — Думаю, мы сможем продавать весь произведенный объем вешенок. Не удалось изучить спрос на свежие опята на Кубани: их просто нет. Если мы увидим интерес на рынке, то увеличим производство».
По мнению краснодарского предпринимателя Константина Диденко (производит 6? т вешенок в месяц), спрос на грибы растет на 5% ежегодно. «Интерес к искусственно произведенным грибам связан с тем, что люди все больше сомневаются в чистоте грибов, выращенных в лесу», — считает он. По оценкам Константина Диденко, «БИООРИДЖИН» не составит конкуренцию другим грибным производителям в крае.
«Они начинают с малого объема, такое количество вешенок и опят разумно сбывать на оптовом рынке, — говорит Константин Диденко. — Рынок производителей грибов довольно свободен: по последним исследованиям, с которыми я знаком, россияне потребляют 169 тыс. т грибов в год, в стране производят только 20 тыс. т. Остальное — импорт из соседних европейских стран. Например, 95% шампиньонов поставляют польские предприятия».
В крае находится примерно 150 грибных хозяйств, крупных — до пяти, по данным участников рынка. Спроос на продукцию высокий, и он растет.
«Деловая газета. Юг» новости Краснодарского края