29 февраля 2020
Молодая да ранняя
Зимы в этом году мы не дождались.
Впервые за всю историю метеонаблюдений, а это, шутка ли сказать, с 1881 года. Столбики термометров так и не решились основательно перешагнуть через нулевую отметку. Синоптики и климатологи не очень любят слово «аномалия», но, похоже, это именно тот случай. Природа на потепление отреагировала зимними цветами, грибами, пчелиным гулом и птичьим многоголосием. Корреспондент «Р» отправился в весенний лес и попробовал выяснить, что вообще происходит и к чему готовиться.
В этом году сезон сбора березовика начался на 2–3 недели раньше обычного.
Во всем виновата Арктика
С биологом Алексеем Наваричем встречаемся на брестской окраине и едем в пригородный лес. Алексей — фанат своего дела. Биологией увлекся еще в школе. Потом изучал любимую науку в немецком Кельне. С нового учебного года рассчитывает приступить к работе в качестве преподавателя в одном из европейских вузов.
На улице совсем не февральские +7 °С, время от времени моросит дождь. Алексей одет по-весеннему: легкая куртка, бейсболка, непромокаемые ботинки. По пути пытаюсь выяснить, что случилось с природой и почему настоящей зимы мы так и не увидели.
— Эта картина, в общем-то, характерна для всего Северного полушария. Она связана с изменениями климата и особыми погодными условиями в Арктике. Там установилась устойчивая область низкого давления, которая не позволяет холоду двигаться на юг. Поэтому практически всю зиму стояла погода, которая больше характерна для ранней весны или поздней осени. А вот делать прогноз на март, апрель и уж тем более на длительный срок вряд ли кто-то из специалистов возьмется. То, что нынешняя зима выдалась аномально теплой, абсолютно ничего не говорит о том, каким будет лето.
Рай для короеда
В лесу зимой и не пахнет. Над тропинкой вьются насекомые, где-то в верхушках сосен радуются весне птицы. Смотрю по сторонам в надежде обнаружить грибы. Удачливые любители тихой охоты уже находили вешенки, опята, лисички. Алексей говорит, что шансы вернуться домой не с пустыми руками велики даже в феврале:
— В теплую погоду весенние и осенние грибы просыпаются. Тут ничего удивительного нет.
Мы выходим на внушительную лесосеку. Судя по информационному столбу, ее площадь — три гектара. Деревья уже вырублены. Ветки сложены в валы. Если причиной вырубки стал короед, отходы сожгут в ближайшее время.
Проходим вдоль границ лесосеки. Алексей изучает стволы деревьев. Очагов поражения короедом мы не находим. Тем не менее ученый уверен, что такая погода для вредителя — самая подходящая.
— В последнее время короед стал настоящей головной болью. Лесхозы борются с этой напастью. Увы, настолько теплая погода только усугубляет положение вещей. Отсутствие морозов позволяет короеду размножаться в куда больших количествах. Когда короеда немного, когда достаточно влаги — деревья просто заливают насекомых смолой. Если же вредителей слишком много, а влаги слишком мало — деревья не справляются, и это становится проблемой.
Снега нет, что будет с урожаем?
Вообще, с влагой в этом году беда. Снега нет, паводка не предвидится, уровень воды в реках низкий. Останемся без урожая? — Очевидно, снег является источником влаги для почвы и предохраняет озимые посевы от ветров и переохлаждения, — говорит Алексей. — Но сейчас сложно говорить о последствиях теплой зимы, поскольку такого опыта у наших аграриев еще не было. Остается только ждать. Не ошибусь, если скажу, что самой большой проблемой станет резкое снижение температуры. В Германии теплые зимы — обычное явление. Для растениеводства они вполне благоприятны. Но вот вредителей, скорее всего, в этом году на полях станет больше…
Еще одно последствие сухой погоды — пожары в экосистемах. Весна еще не началась, а уже зафиксированы первые возгорания в лесах и болотах Брестчины.
— Они далеко не всегда связаны с деятельностью человека, — объясняет Алексей. — Предупредить их сложно, а вот объяснять людям, что нельзя поджигать сухую растительность, нужно и важно. Жертвами таких пожаров часто становятся животные, насекомые, птицы. За поджог травы у нас предусмотрена серьезная ответственность — вплоть до уголовной. И это, я считаю, абсолютно правильно.
Клещи выходят на охоту
Из-за теплой зимы необычайно рано проснулись клещи. Первые признаки бодрствования они проявляют при +5 °С, а при +10 °С уже выходят на охоту. Во время февральских энтомологических мониторингов их активность замечали в Пинском, Каменецком, Барановичском и Брестском районах. По информации областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, зафиксировано четыре случая укуса клещами. От паразитов пострадали двое взрослых и двое детей. За 2019 год в области было исследовано более 2000 клещей, снятых с человека, 850 были инфицированы возбудителем Лайм-боррелиоза.
— Самый простой способ защититься от клещей — максимально прятать под одеждой открытые участки тела, а также использовать репелленты. Домашних животных нужно также обработать специальными средствами. Важно внимательно осматривать свое тело после каждой прогулки, — говорит Алексей Наварич.
Правда, наши попытки «наловить» клещей ни к чему не привели — поразмахивав с полчаса над жухлой прошлогодней травой белым полотенцем на проволочной раме (именно так можно собрать этих членистоногих), так никого и не нашли. Непонятно, то ли место неудачное, то ли они нас просто проигнорировали.
Сок пошел!
Цветущая верба — признак весны. Ее мы находим на лесной опушке. Кто-то успел обломать несколько веточек. Ученый комментирует:
— Проснулись подснежники, ольха, мать-и-мачеха. Так что цветущая верба уже не вызывает удивления.
Он показывает в сторону, где белеют стволы берез: «Пойдем за соком». Из рюкзака достает металлический уголок, какую-то замазку. Вгоняет угол в ствол дерева диаметром сантиметров с тридцать. Почти сразу же в желобке появляются первые капли сока. Алексей комментирует: «Скоро начнется сезон заготовки. На две-три недели раньше обычного». За десять минут натекло с половину стакана жидкости. Эксперимент закончен — выбив желоб, ученый «залечил» дерево замазкой.
Неподалеку замечаем муравейник. Удивительно, но он уже ожил! Мураши проснулись и сразу взялись за работу.
Из Брестского района направляемся в Жабинковский. Останавливаемся у озерца, расположенного примерно в 10 километрах от райцентра. Заглушив двигатель, идем к воде. У противоположного берега белеют силуэты парочки лебедей.
— Они никуда не улетали, так и провели всю зиму здесь, на этом озере, — говорит Алексей Наварич. — Этой зимой в Беларуси замечали уток, журавлей, аистов. Пока это не массовое явление, но тенденция намечается. Перелетные птицы тоже возвращаются намного раньше обычного. Конечно, это все удивительно и говорит о том, что в природе действительно происходят большие перемены. К добру ли они — поймем уже очень скоро.
losich@sb.by
Белоруссия